Среди самых ярких событий этого года — появление целых легионов в желтых жилетах, которые перекрывают французские улицы и шоссе. Дело зашло настолько далеко, что возник реальный риск смещения Макрона с поста президента.
Удивляться этому не стоит, достаточно вспоминать о том, что Франция — страна с устоявшейся и специфической культурой протеста. Интересно другое — а именно причина, которая вызвала массовое недовольство: рост цен на топливо. Это многое говорит о 2018 годе, когда стремление контролировать уровень загрязнения воздуха стало одним из важнейших пунктов в повестке больших европейских городов. И пока «желтые жилеты» бастуют против нового налога на бензин, европейские лидеры пробуют установить контроль над автомобилями при помощи новых законов, о появлении которых раньше мало кто мог задуматься всерьез. Что любопытно — эти антиавтомобильные законы имеют большую поддержку.
Подводя итоги столь неоднозначного для Европы года, следует начать с хороших новостей. Благодаря мерам, принятым в 2018 году, жители некоторых городов смогут дышать куда более чистым воздухом. Нельзя не отметить Мадрид, центр которого, начиная с декабря, закрыт для въезда всех частных автомобилей, кроме резидентских. И это не единичная история. Правительство готовится ввести подобные запреты во всех крупных испанских городах. Процесс завершится не раньше 2025 года, и это означает, что правительство до того момента может смениться. Но высокий уровень поддержки этой инициативы среди населения — 63% — дает основания полагать, что новый кабинет министров ее не отменит.
Мадрид не единственный город, где основательно подошли к борьбе с загрязнением воздуха. Последовав примеру Парижа, с 1 октября в Брюсселе начали штрафовать водителей чересчур «выхлопных» машин, которые заезжают в центральные районы города. Помимо этого, в Париже, Мадриде и Брюсселе единым порывом, через суд, потребовали признать, что ЕС следует ужесточить контроль над выбросами выхлопных газов. Послабления случились в 2016 году, когда ЕС пересмотрел свою политику в этой сфере. Это привело к тому, что новые автомобили, относящиеся к категории Класс Евро 6, стали загрязнять воздух в два раза сильнее, чем раньше.
Теперь у автопроизводителей есть год, чтобы вернуться к стандартам 2007 года. Мэр Парижа Анн Идальго сказала, что это будет концом эпохи, когда автомобильные лобби подгоняли законы под свою вредную для окружающей среды продукцию. Постановление также позволит этим трем городам ввести полный запрет на дизельные автомобили, выпущенные до сентября 2018 года. В самом Европейском Союзе согласились с тем, что к 2030 году автопроизводители должны будут проектировать машины, выбрасывающие на 37,5% CO2 меньше. И хотя администрация Дональда Трампа делает все возможное, чтобы отменить или ослабить текущие нормы выбросов парниковых газов, Европа дает надежду на то, что борьба с изменением климата еще не проиграна.
Где-то она уже и выиграна, пусть и не в крупных регионах. Вице-мэр Осло Ганна Маркуссен, которая беспощадно борется с машинами, недавно сказала New York Times, что когда-нибудь автомобиль в центре города станет такой же недопустимой вещью, как курение в общественном месте. И, судя по недавней волне автозапретов в Европе, она недалека от истины.
Но говорить об однозначной победе антиавтомобильной кампании пока рано. У некоторых европейцев идея отказа от машин встречает сильное сопротивление. Так, принятое в 2016 году решение парижской мэрии закрыть проезд автомобилей по набережной Сены, стало причиной судебных тяжб с водительскими ассоциациями и пригородными муниципалитетами. Противники были не согласны с тем, что ограничения для машин помогут экологии. Автотранспорт на набережную так и не вернулся, однако мэрии пришлось пересмотреть свою аргументацию. Теперь запрет направлен на сохранение культурного наследия.
Впрочем, все это выглядит вполне невинно, если сравнивать с последствиями повышения налога на топливо. «Эко-налог» Макрона стал последней каплей в той чаше, где накопились и другие претензии к президенту, которого винят в безразличии к проблемам французов.
Движение «желтых жилетов» смогло добиться отмены нового налога. Но не стоит думать, что все их претензии сводились только к этому. Испанский опыт показал, что жесткие ограничения ради экологии могут пользоваться широкой поддержкой населения, но нельзя игнорировать и тот факт, что «зеленая» повестка не может существовать отдельно от социальной. Борясь с загрязнением воздуха, необходимо бороться и с материальным неравенством в обществе. В противном случае мы забудем о людях, которые не могут добраться до работы иначе, как на личном авто — например, в силу отсутствия общественного транспорта.
Год был сложным, но точно не безнадежным. Европейские законы об ограничениях для автомобилистов вызывали совершенно разнополярную реакцию, о них много спорили. Но в этом можно увидеть очень важный сигнал. Не одно десятилетие экологических активистов обвиняли в том, что они отвлекают внимание от более серьезных экономических вопросов, с которыми надо разобраться в первую очередь, а уж потом думать о чистоте воздуха. Эти времена уходят в прошлое. Глубокая взаимосвязь экономики с транспортной и экологической политикой, наконец, признана. Теперь они должны слиться воедино, чтобы стать главным пунктом в политической повестке Европы.